В целях оценки социально-экономических последствий принятия законопроекта(№ 440-5 «О внесении изменения в статью 51 Закона Ставропольского края от 12.05.2012 № 48-кз «О некоторых вопросах розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Ставропольского края, внесении изменений в Закон Ставропольского края «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае»), предполагающего ограничение времени реализации алкогольной продукции в ночное время суток (с 23-00 до 10-00) Ставропольское краевое отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» провело экспресс-опрос собственников и руководителей предприятий общественного питания, реализующих алкогольную продукцию на территории Ставропольского края.
В анкетном опросе приняло участие 179 предприятий общественного питания площадью от 80 м2 до 800 м2 и численностью сотрудников от 6 до 50 чел. По результатам опроса получены следующие данные.
cреднее число сотрудников – 24;
среднее значение доли выручки от реализации алкогольной продукции – 45%;
средняя сумма уплачиваемых налогов – 780 тысяч рублей в год;
соотношение применяемой системы налогообложения ЕНВД/УСН – 60%/40%
По оценке собственников и руководителей предприятий общественного питания в случае вступления в законную силу указанного законопроекта:
будут вынуждены провести сокращение сотрудников на 47%;
общая выручка снизится на 55%;
выплаты налогов снизятся на 56%;
прекратят свою деятельность – 22%.
Нужно отметить, что суммы налоговых отчислений будут снижены не только из-за снижения выручки, но и вследствие роста доли «теневого» сектора экономики. Принятие законопроекта спровоцирует применение организационных методов обхода ограничений вводимых проектом закона, например:
после 23-00 можно со своим алкоголем.
введение после 23-00 закрытой клубной системы.
напоминание и предложение клиентам при приближении 23-00 приобрести дополнительный алкоголь.
Практически 100% предприятий общественного питания, работающих в ночное время суток, будут вынуждены прекратить свою деятельность или перепрофилироваться, а также отменить ранее запланированные мероприятия с участием приглашенных артистов, музыкантов по предоплаченным договорам. Кроме того, в краткосрочной и среднесрочной перспективе, весьма вероятно, в молодежной среде, посещающей ночные заведения, произойдет замещение потребления алкогольной продукции на наркотические и психотропные вещества. Для жителей малых населенных пунктов края возникает перспектива расширения потребления низкокачественного контрафактного алкоголя, смерти граждан от его употребления. Криминализации сферы розничной реализации алкоголя, уход в «тень» легальных продавцов, замены их бесконтрольной торговлей расширением сферы незаконного предпринимательства.
В условиях отсутствия возможности рефинансирования (кредитования) по приемлемой ставке (не превышающей рентабельность) многократно увеличится риск не возврата кредитных денежных средств в банки и иные финансово-кредитные учреждения Ставропольского края, в том числе полученные с использование механизмов государственной поддержки, что сведет практически на нет их эффективность.
По данным комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию на территории Ставропольского края действующих лицензий на право реализации алкогольной продукции, не включая реализацию пива, - 629 ед., мест осуществления деятельности – 802 ед.
Используя полученные данные, можно сделать примерный расчет потерь рабочих мест, снижения налоговых выплат в местные, краевой и федеральный бюджеты.
1. общее количество рабочих мест – 802х24=19248 чел. Планируемое сокращение 47% от 19248 чел. – 9046 чел.
2. общая сумма налоговых поступлений – 802х780 тыс. руб.=625, 5 млн. руб., планируемое сокращение 56% от 625,5 млн. руб. – 350,3 млн. руб.
3. лицензионный сбор в год от предприятий общественного питания составляет 65 тыс. руб.х629 – 40,9 млн. руб.
Таким образом, принятие законопроекта, очевидно, вызовет рост социальной напряженности и негодования населения (многие уже готовы выйти на митинги), а бюджеты недополучат финансирование:
· местные бюджеты – 140,1 млн. руб.,
· краевой бюджет – 210,2 млн. руб.,
·федеральный бюджет – 8,99 млн. руб. ежегодно. При этом в расчет не взяты отчисления от заработной платы сотрудников во внебюджетные фонды РФ (ПФР, ФФОМС, ФСС). Например, при средней заработной плате в 15 тыс. руб., отчислениях в 30% – сумма потерь дополнительно составит – 15000х0,30х9046=40,7 млн. руб.
С 2015 года увеличена госпошлина за лицензию на право реализации алкогольной продукции с 40 тыс. руб. до 65 тыс. руб. в год.
С 15.02.2015г. вводится обязательные требования по внедрению международного сертификата безопасности производства, реализации продуктов питания ХАССП. Стоимость внедрения с получением сертификата порядка 60 тыс. рублей , большая документарная нагрузка (ежегодно требует подтверждения), требует дополнительного обучения не менее 2-х сотрудников.
Анализ доходности ресторанов с учетом всех расходов необходимых для ведения бизнеса показал - с 1 млн. руб. выручки чистая прибыль составляет всего 20 тыс. руб.
Вывод: отсутствие дальнейших материальных мотиваций ведения данного вида бизнеса.
Анализ наличия применяемых мер и средств безопасности в кафе и ресторанах показал достаточно высокую степень подготовки. Например по г. Ставрополю из 219 объектов оборудованы – 205 тревожными кнопками (93%) и 197 видеорегистраторами (90%). Во исполнение поручения Губернатора Ставропольского края Владимирова В.В. (пункты 10, 10.1 протокола еженедельного совещания у Губернатора Ставропольского края от 12 января 2015 г. № 1) руководителям предприятий общественного питания предлагается по разработанному графику (16 февраля 2015 в правительстве края у Сидоренко С.А. будет полный краевой план) провести установку систем видеонаблюдения, отвечающих «Типовым техническим требованиям к системам видеофиксации соблюдения общественного порядка в местах с массовым пребыванием людей на территории Ставропольского края», утвержденным приказом министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края от 26.04.2013 № 107-о/д. Что предполагает также немалые финансовые затраты, но этот пункт не вызывает протестных настроений в связи с пониманием необходимости усиления общественной безопасности за счет внедрения дополнительных технических средств.
В 2015 году с разрешения прокуратуры края из 629 юридических лиц, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с осуществлением услуг общепита, Комитетом Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию будет проверено 586 субъектов это составляет 93% всех учреждений общепита с лицензиями на алкоголь.
С 23.01.2015г. Роспотребнадзор получил право на внеплановые проверки безопасности продуктов питания, в т.ч. в предприятиях общественного питания. Характеризуя масштабное увеличение контрольных мероприятий, приведем высказывание Президента Российской Федерации В.В. Путина в послании Федеральному собранию РФ в 2014 году: «Проверяющих органов так много, что если каждый из них хоть один раз придет — всё, можно любую фирму закрывать». Лучше не скажешь. Проблема в том, что проверяющие органы сразу выставляют огромные штрафы в сотни тысяч и даже миллионы рублей. Нет системы предписаний на устранение нарушений в приемлемые сроки. Перед проверяющими органами не стоит задача сохранения легально работающего бизнеса. В большинстве случаев предприниматель или закрывает бизнес, или идет на коррупционную сделку с контрольными органами.
Вывод: масштабное увеличение контрольных мероприятий приведет к очередному витку коррупции и снижение доходов местных бюджетов.
Снижение активности ресторанного бизнеса приведет к ухудшению положения поставщиков, к которым ним относятся малые фермерские и сельхозпредприятия края, производящие натуральные продукты категории «здоровое питание».
Анализ ментальности (социально духовный настрой личности) представителей ресторанного бизнеса выявил следующее: предприниматели оказываются в ситуации когнитивного диссонанса от явного противоречия декларируемых целей (в документах стратегического планирования и направлений перспективного развития Ставропольского края предусматривается развитие туристско-рекреационного кластера и курортов Северного Кавказа с развитием индустрии гостеприимства, включающего развитие ресторанного бизнеса) и практических действий власти.
Вывод: негативная ментальность у ресторанного бизнеса приведет к снижению мотиваций в занятии ресторанным бизнесом, оттоку из края предпринимателей и экономически активного населения, снижению уровня доверия власти, возможного социального напряжения по линии бизнес-власть.
Предпринимательское сообщество Ставропольского края признает необходимость повышения безопасности в местах массового скопления граждан и на объектах, осуществляющих свою деятельность в ночное время суток. Подмена функций правоохранительных органов и перекладывание ответственности на малый и средний бизнес считает некорректным. Деятельность по организации общественного питания, в том числе связанная с реализацией алкогольной продукции, в ночное время суток сама по себе нарушением общественного порядка не является. Исключительно ограничение времени реализации алкогольной продукции не может являться фактором повышения безопасности населения.
Вывод: за нарушения правопорядка отдельными предприятиями общественного питания – ответственность должны нести их руководители, а не в целом все предпринимательское сообщество, занятое в этом секторе экономики.
В условиях прогрессирующего экономического кризиса, сопровождающегося увеличением издержек бизнеса, снижением прибыли, которое уже составило порядка 30% для сектора общественного питания, введение подобных ограничений является несвоевременным и нецелесообразным и окажет больше отрицательный эффект, чем тот положительный результат, на который рассчитывают авторы законопроекта.
Также сообщаем, что на сайте Думы Ставропольского края вы также можете оставить свое мнение:
Комментарии (0)