ОПОРА РОССИИ | Ставропольское краевое отделение

Государственные закупки – под общественным контролем

ф Фото: ф
08 октября 2013 года состоялся круглый стол на тему «Государственные закупки – под общественным контролем».

08 октября 2013 года в рамках взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей и предпринимательских объединений Ставропольского края по инициативе члена центрального штаба Общероссийского народного движения «Народный фронт – ЗА РОССИЮ», Президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александра Бречалова, состоялся круглый стол на тему «Государственные закупки – под общественным контролем». Модератором выступил временно исполняющий обязанности Уполномоченного при Губернаторе Ставропольского края Николай Сасин.

В мероприятии приняли участие: руководитель комитета Ставропольского края по государственному заказу Донских Ю.Ю., заместители руководителя  Г.А. Гюлушанян и О.В. Шаталов; начальник отдела по защите прав комитета Ставропольского края по государственному заказу предпринимателей Прокуратуры Ставропольского края Кострицкий В.А., сопредседатель регионального отделения Общероссийского народного движения «Народный Фронт – ЗА РОССИЮ» Будяк А.В., руководители таких общественных бизнес-объединений региона, как Деловая Россия, ОПОРА РОССИИ, РСПП, Ставропольский союз менеджеров, Южная гильдия пекарей, кондитеров, индустрии гостеприимства, Женщины бизнеса, Общественный контроль и др.

Менее трех месяцев осталось до вступления в законную силу основных положений федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе», призванного заменить действующий Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов…», которым не довольны все: и организаторы, и заказчики, и подрядчики. Вместе с тем вопросов у бизнеса и к новому закону не меньше чем к старому.

Открывая заседание круглого стола Николай Сасин отметил, что, участие малого и среднего бизнеса в государственных закупках ограничено, здоровой конкуренции как таковой нет, нередки случаи злоупотребления со стороны должностных органов государственной власти и заказчиков при организации и проведении закупок. При этом,  анализируя действующую редакцию нового закона «О контрактной системе» полагать, что ситуация поменяется кардинально в лучшую сторону, в настоящее время не приходится.

04 октября текущего года в ходе заседания Государственного совета о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что по данным Контрольного управления, в 2012 году на официальном сайте в сети Интернет было размещено более 3,4 миллионов государственных и муниципальных заказов на общую сумму около 8 триллионов рублей. После мониторинга более 10 тысяч закупок установлено, что более 60 процентов из них были проведены с нарушениями.

Квота малого и среднего бизнеса на участие в госзаказе составляет 10%, новым законом предусмотрено 15 %, на практике же получается не более 5%.По мнению, бизнес-сообщества, проблему нужно решать комплексно и системно, Важно при этом, прежде всего, обеспечить качественное исполнение правовых норм и утвержденных регламентов.

Николай Сасин отметил также положительную роль института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в решении проблем, с которыми сталкивается бизнес в сфере государственных закупок. В структуре института Уполномоченного на федеральном уровне определена кандидатура и компетенция общественного омбудсмена по государственным закупкам, которым стал председатель совета директоров ООО «Фабрикант.ру» Габестро С.В. Большую работу в направлении изучения вопроса государственных закупок, взаимодействия с органами ФАС проводит возглавляемая им организация «Национальная ассоциация институтов закупок». С момента учреждения должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей общественному омбудсмену по закупкам было направлено более десяти обращений.  Основаниями в большинстве случаев явились жалобы на действия государственных и муниципальных заказчиков при размещении заказа либо проведении торгов.

Присутствующая на мероприятии сопредседатель регионального отделения ОНФ в Ставропольском крае Александра Будяк отметила, что, будучи руководителем бюджетного образовательного учреждения, все сложности и проблемы сферы государственных закупок ощутила на собственном опыте, став за время разбирательств, в том числе судебных, в какой-то степени экспертом в строительной отрасли. Система «отбора подрядчиков» оставляет желать лучшего, привлечение к ответственности недобросовестных подрядчиков оборачивается длительными судебными тяжбами.

Руководитель комитета Ставропольского края по государственному заказу Юрий Донских в своем приветственном слове поблагодарил организаторов круглого стола, выразив готовность ведомства и впредь принимать участие в подобных мероприятиях. Вследствие недостаточной информированности участников государственных закупок, возникает недопонимание и недоверие к органам государственной власти со стороны бизнес-сообщества и населения края.

Специалистами краевого комитета по государственному заказу было отмечено, что закон о контрактной системе, в отличие от Закона о размещении заказов, регламентирует весь закупочный цикл: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемка контрактных результатов, мониторинг, аудит, надзор и контроль за соблюдением устанавливаемых требований.

При этом по ряду положений нового закона еще предстоит разобраться самому комитету. Среди главных нововведений: совершенствование системы планирования закупок, включающей разработку трехлетних планов закупок и планов-графиков закупок на каждый год; установление требований к нормированию закупок, направленных на полное обеспечение государственных и муниципальных нужд и на исключение закупок за счет бюджетных средств товаров с избыточными потребительскими свойствами; расширение перечня способов определения поставщика, в том числе введение таких новых способов как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, установление антидемпинговых мер, направленных на недопущение необоснованного снижения цены при проведении конкурсов и аукционов; введение мониторинга закупок и аудита в сфере закупок, осуществление общественного контроля закупок.

Вместе с тем, до конца года еще предстоит принять 53 подзаконных акта, регулирующих сферу госзакупок. А на данный момент их принято всего 3. В связи, с чем уверенности в их качественной проработке у регионального бизнеса нет.

Рассказывая о роли органов прокуратуры Ставропольского края в осуществлении контроля за государственными закупками, начальник отдела по защите прав комитета Ставропольского края по государственному заказу предпринимателей Прокуратуры Ставропольского края Вячеслав Кострицкий подчеркнул ряд моментов. Непосредственно в законе «О контрактной системе» полномочия органов прокуратуры не прописаны, впрочем, так же как это было в предыдущем 94-м законе. Вместе с тем, зачастую в случае возникновения конфликта между участниками государственных закупок, именно органы Прокуратуры выступают в качестве независимого арбитра, а также некого фильтра правовой регламентации, позволяющего привести законодательство к единообразию. Вместе с тем было отмечено, что ответственность за нарушения, связанные с госзакупками, в новом законе не получила ясности – нормы размыты. Решение вопросов через суд затягивается на неразумные сроки.

Председатель Ставропольского краевого отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Павле Мрвалевич в своем выступлении отметил общую тенденцию повышения сложности вновь принимаемых законов, имея в виду, в том числе объем самих документов и размытость используемых в них понятий. Малый бизнес просто физически не в состоянии обработать такие массивы информации. Кроме того, правовая защищенность малого бизнеса остается на прежнем, низком уровне. Поэтому, важно продолжить совместно работу в этом направлении, используя при этом все имеющиеся площадки взаимодействия, в том числе и ОНФ.

Как было отмечено участниками круглого стола, именно общественный контроль может стать действенным и эффективным механизмом контроля государственных закупок.

Как отметил Президент России В.В. Путин: «Когда всё открыто – мы с вами хорошо это понимаем и знаем, – прозрачно, сразу бросаются в глаза завышенные цены и странные, а иногда и вовсе нелепые условия госзакупок. В Смоленской области собирались приобрести школьное лабораторное оборудование на 46 миллионов рублей. Причём условием конкурса была работоспособность оборудования – прошу внимания – в высокогорных условиях. Это в Смоленской области. Где там горы-то?».

С 1-го сентября текущего года в сети Интернет заработал новый сайт, проект, созданный и реализуемый бизнес-объединениями в рамках Общероссийского общественного движения «Народный фронт – ЗА РОССИЮ». Проект получил название «За честные закупки» — и должен способствовать открытости и прозрачности в сфере госзакупок. О возможностях нового интернет-ресурса рассказал председатель совета Ставропольского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» А.И. Крикунов.

Ядром проекта является Интернет-портал, на котором любой пользователь сможет, обнаружив, например, на сайте госзакупок (www.zakupki.gov.ru) «нечестную», на его взгляд, закупку, оставить жалобу в режиме он-лайн. Возможности портала также позволяют отслеживать все этапы рассмотрения жалобы и формировать «истории успеха». При заполнении жалобы на портале автоматически формируется обращение в ФАС. В простых случаях жалобы сразу отправляются в это ведомство, а более сложные ситуации будет рассматривать Экспертный совет. Еще одним элементом системы является профессиональная команда юристов, которые помогут заявителям разобраться в сложных правовых вопросах.

По замыслу авторов проекта, ядром портала «За честные закупки» стал реестр сомнительных закупок. Любой пользователь, зайдя в личный кабинет на сайте, может найти сомнительные закупки по специально заданным фильтрам, например по ключевым словам или параметрам закупки. Кроме того, каждый гражданин может обратиться с собственной жалобой и привести пример нечестной, на его взгляд, сделки. «Особенностью проекта является то, что в нем принимают активное участие профессионалы – эксперты из ОПОРЫ РОССИИ, «Деловой России», Высшей школы экономики, обладающие необходимой компетенцией и знаниями, — пояснил Алексей Крикунов

Проект «За честные закупки» открыт для всех, кто готов в нем участвовать. Ограничение только одно: проект не должен использоваться для того, чтобы реализовывать свои бизнес-интересы; конфликт интересов должен также быть исключен.

Рассматривается предложение через портал «За честные закупки» о необходимости вовлекать в процесс контроля за сомнительными госзакупками сразу все контролирующие службы – Генпрокуратуру, Росфинмониторинг, Следственный комитет, Счетную палату.

Работодатели Ставропольского края в лице президента регионального объединения Травова В.П. и генерального директора Сумкина Г.В. выразили уверенность в необходимости расширения общественных полномочий, а также в усилении ответственности за действия/бездействия чиновников различного уровня. Необходимо использовать механизм государственных закупок  как инструмент поддержки регионального бизнеса, разработать и использовать преференции для местного подрядчика. В то же время, как отметил Юрий Донских, порядка 60% всех аукционов выигрывают региональные подрядчики. Однако, несмотря на это значительный объем налогов уходит за пределы края. Также было предложено активнее привлекать предпринимательские объединение в обсуждении и проведении общественной экспертизы нормативно-правовых документов, в том числе для того, чтобы уже сейчас готовить новый закон, который придет на смену вступающему со следующего года закону о контрактной системе.

В целом, участниками круглого стола был сделан вывод о недостаточной проработанности вновь вступающего в следующем году федерального закона «О контрактной системе». Ряд вопросов по-прежнему остается открытым. Юрий Донских, поддержав инициативу Уполномоченного при Губернаторе Ставропольского края по защите предпринимателей Николая Сасина, подтвердил готовность комитета Ставропольского края по государственному заказу включить в состав сформированного при ведомстве общественного Совета руководителей бизнес-объединений, продолжить совместную работу над вопросами в сфере государственных закупок, а также в дальнейшем на регулярной основе проводить разъяснительные встречи с предпринимателями.  

Комментарии (0)

    banner

    Новости

    Публикации