15.03.2012 в г. Пятигорске был проведен круглый стол

15 марта в г Пятигорске прошел круглый стол на тему «Гражданский контроль за деятельностью полиции: практическая реализация контрольных полномочий». В работе круглого стола приняли участие члены ОПОРА РОССИИ Исаханян Р.Г. и Хребтов А.А.

«Круглый стол» на тему «Гражданский контроль за деятельностью полиции: практическая реализация контрольных полномочий» организован межрегиональной инициативной группой граждан, сообществом социальных модераторов, Центром гражданского партнерства Ставропольского края, Южным региональным ресурсным центром и рядом других общественные организаций Юга России. Необходимость проведения такого мероприятия определена нарушениями прав граждан со стороны сотрудников полиции в Ставропольском крае, слабостью государственного контроля за соблюдением прав человека и практически полным отсутствием общественного контроля за работой полиции.
Одним из поводов для  обсуждения данной проблемы  послужило преступление, совершенное 14.12.2010 г на территории Предгорного района  Ставропольского края в отношении жителя хутора Калаборка, который стал инвалидом в результате насилия в отделении милиции. Этот случай получил широкий общественный резонанс. Как показали последние события в Казани, появляются новые факты преступных действий сотрудников полиции в отношении граждан. Одним из важнейших направлений работы по решению проблемы нарушений прав граждан сотрудниками полиции является усиление гражданского контроля.
Новые возможности для гражданского контроля созданы Федеральным законом «О полиции» от 7.02.2011 г. Этот Закон установил, что «Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах». Указ Президента России от 23.05.2011 г. №668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» конкретизировал содержание контрольных полномочий общественных советов. Так, члены этих советов получили право:
- посещать без специального разрешения помещения, занимаемые органами внутренних дел, а также места принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту, в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации;
- знакомиться с обращениями граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов сотрудниками органов внутренних дел, а также с результатами рассмотрения таких обращений;
- ходатайствовать перед соответствующими руководителями органов внутренних дел и контролирующих органов о проведении проверок соблюдения сотрудниками органов внутренних дел прав, свобод и законных интересов граждан, требований к служебному поведению, норм профессиональной этики, принимать участие в таких проверках и знакомиться с их результатами;
- участвовать в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации, в работе совещаний, проводимых органами внутренних дел;
- присутствовать в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации, при проведении должностными лицами органов внутренних дел личного приема граждан.
    Это очень серьезные полномочия, которых у членов общественных советов при органах власти в России никогда раньше не было. Наделение ими общественных советов при полицейских структурах говорит о готовности федеральной власти к усилению общественного контроля.
    В настоящее время в результате принятия Федерального закона «О полиции» общественные советы созданы на всех уровнях органов внутренних дел: при МВД России, министерствах и управлениях внутренних дел в субъектах Федерации, управлениях и отделах в городах и районах. Особое значение приобретают общественные советы «на земле» - именно в подразделениях полиции муниципального уровня совершается наибольшее количество преступлений против граждан.
     Однако, в Ставропольском крае, как и во многих других субъектах РФ, общественные советы пока не стали эффективным инструментом общественного контроля. Оценку такому положению дел недавно дал премьер-министр В.В.Путин в статье «Демократия и качество государства»: «Важная задача — изменение работы общественных советов при органах исполнительной власти. В настоящее время их работа, скажу прямо, носит формальный или показной характер. Необходимо отказаться от ведомственного подхода к формированию таких советов — их состав должна утверждать, например, Общественная палата России, а для региональных органов — соответствующие общественные палаты. Общественные советы должны перестать быть удобными для руководителей ведомств. Надо обеспечить участие в них по-настоящему независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. Установить состав нормативных актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете. В компетенцию Общественных советов может войти паритетное с самим ведомством участие в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по урегулированию конфликта интересов». Таким образом, работа по усилению значимости общественных советов в России будет продолжена. Чрезвычайно важно, чтобы контрольные полномочия общественных советов перестали быть, как часто бывает в настоящее время, откровенной имитацией.
    Ряд проблем для дела повышения эффективности общественного контроля создают нормативные документы, регулирующие порядок формирования и деятельности общественных советов. Так, пункт «д» ст. 16 Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2011 года №1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации», определяет, что членами общественных советов при полиции не могут быть «лица, имеющие или имевшие судимость». Но не секрет, что многие правозащитники получили судимости давно и именно в результате своей правозащитной деятельности, причем часто – по уголовным делам частного обвинения.
    Наиболее острые проблемы связаны с практикой реализации контрольных полномочий общественными советами всех уровней:
- низкий уровень информированности членов общественных советов об их контрольных полномочиях и недостаточность практических навыков защиты законных прав и интересов граждан;
- отсутствие на официальных сайтах территориальных органов МВД РФ: документов, регламентирующих деятельность общественных советов; информации о принятых общественными советами решениях; контактов общественных советов или их членов для непосредственного взаимодействия с гражданами;
- отсутствие координации деятельности всех общественных советов при территориальных органах МВД РФ в Ставропольском крае;
- отсутствие эффективного ведомственного и внешнего контроля за работой ГУ МВД по краю, управлений и отделов МВД РФ по реализации новых контрольных полномочий общественных советов.
    Обсудив проблемы осуществления контрольных полномочий общественными советами системы МВД на территории Ставропольского края, участники «круглого стола» предлагают:
1.    Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву:
1.1.    Дать поручение об организации проведения общественной экспертизы Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2011 года №1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации». По результатам экспертизы внести изменения в текст Положения, устраняющие препятствия для формирования эффективных общественных советов и осуществления ими контрольных полномочий.
1.2.    Принять меры для обеспечения объективности распределения грантов Президента России в 2012 году для поддержки деятельности некоммерческих организаций по защите прав человека, организации взаимодействия структур гражданского общества и правоохранительных органов.
2.    Премьер-министру Российской Федерации В.В.Путину:
2.1.    Ускорить реформу общественных советов при всех органах государственной власти, предусматривающую утверждение составов общественных советов соответствующими общественными палатами. В ходе реформы расформировать существующие в настоящее время общественные советы и утвердить решениями общественных палат новые составы.
2.2.    Предусмотреть осуществление общественно-государственного мониторинга деятельности общественных советов при органах государственной власти (в том числе  МВД РФ), включив в проведение этого мониторинга общественные палаты различного уровня.
2.3.    Предусмотреть обязательные ежегодные отчеты начальников территориальных органов МВД РФ перед соответствующими общественными советами. Установить, что неудовлетворительная оценка деятельности начальника территориального органа МВД России общественным советом предполагает проведение служебной проверки его деятельности вышестоящим руководителем.
3.    Министерству внутренних дел Российской Федерации:
3.1.    Организовать общественно-государственный мониторинг деятельности общественных советов при органах МВД всех уровней, в том числе посещений членами общественных советов мест принудительного содержания и работы с обращениями граждан. По результатам мониторинга до конца 2012 года расформировать общественные советы, не реализующие свои контрольные полномочия или действующие в режиме имитации.
3.2.    Организовать исследование положений об общественных советах на предмет оценки эффективности закрепленного в них порядка реализации контрольных полномочий. По итогам исследования рекомендовать внести изменения в документы, не обеспечивающие полноценный гражданский контроль за законностью действий сотрудников полиции.
3.3.    Предусмотреть возможность ознакомления членов общественных советов при МВД РФ и его территориальных органах с ведущимися в этих органах делами, если это требуется для проверки соблюдения сотрудниками органов внутренних дел прав, свобод и законных интересов граждан, требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел. Разработать и внедрить механизмы защиты служебной информации от неправомерного использования членами общественных советов.
3.4.    Внедрить в практику механизмы взаимодействия членов общественных советов с руководителями управлений/отделов собственной безопасности территориальных органов внутренних дел в целях осуществления общественного контроля. 
4.    Государственной Думе Ставропольского края:
4.1.    Предложить начальнику ГУ МВД по Ставропольскому краю в ходе отчета о деятельности ГУ МВД представить информацию о реализации контрольных полномочий общественными советами при территориальных органах МВД РФ в крае в 2011 – 2012 гг.
5.    Главному управлению МВД по Ставропольскому краю:
5.1.    Организовать обучение членов общественных советов при территориальных органах МВД по темам: общественный контроль за деятельностью власти; контрольные полномочия членов общественных советов; порядок реализации контрольных полномочий.
5.2.    Создать страницы городских/районных управлений/отделов МВД РФ в Ставропольском крае на официальном сайте ГУ МВД.
5.3.    Обязать территориальные органы МВД разместить на официальных сайтах (сайте ГУ МВД по Ставропольскому краю) положения об этих советах; их персональный состав; графики приема граждан членами общественных советов.
5.4.    Принять к рассмотрению и практической реализации общественное техническое задание по изменению сайта ГУ МВД по Ставропольскому краю, предложенное в ходе данного «круглого стола»; создать возможность интерактивного общения граждан и руководства ГУ МВД на официальном сайте, особенно по вопросам, касающимся нарушения прав граждан со стороны работников полиции.
6.    Общественному совету при ГУ МВД по Ставропольскому краю:
6.1.    Рассмотреть вопрос об эффективности реализации контрольных полномочий всеми общественными советами при органах МВД на территории края, по итогам рекомендовать начальникам управлений и отделов расформировать общественные советы, не осуществляющие контроль за деятельностью сотрудников полиции, и создать новые в составе, обеспечивающем осуществление гражданского контроля.
7.    Начальнику отдела МВД по Предгорному району:
7.1.    Разместить положение об Общественном совете при отделе и другие документы и материалы, имеющие отношение к деятельности Общественного совета, на официальном сайте.
7.2.    Включить в состав Общественного совета при отделе юриста Н.Н.Спиридонову, проявившую себя в качестве эффективного правозащитника в деле пострадавшего жителя хутора Калаборка.
8.    Общественному совету при отделе МВД по Предгорному району:
8.1.    Организовать не позднее апреля 2012 года публичный отчет Общественного совета перед жителями района о деятельности совета в 2011 году, в том числе о реализации контрольных полномочий и о защите законных прав и интересов граждан.
8.2.    Разместить полные материалы публичного отчета Общественного совета на официальном сайте территориального органа внутренних дел.
9.    Общественным советам при управлениях/отделах МВД в Ставропольском крае:
9.1.    По результатам обсуждения каждого вопроса на заседании общественного совета, его комиссий или рабочих групп принимать решение, оформленное в виде текста, и обнародовать эти решения размещением на официальных сайтах.
9.2.    Рассмотреть на очередном заседании каждого общественного совета вопрос о механизмах реализации этим общественным советом контрольных полномочий, принять (дополнить) план работы контрольными мероприятиями (например, посещения мест принудительного содержания; ознакомление с обращениями граждан о незаконных действиях сотрудников полиции; участие в приеме граждан; инициирование проверок деятельности сотрудников полиции и др.).
9.3.    Предложить начальникам соответствующих городских/районных управлений/отделов МВД РФ разместить на официальных сайтах прямые контакты общественных советов или членов общественных советов для активизации обращений граждан о фактах нарушений сотрудниками полиции законных прав и интересов граждан.

Комментарии (0)

    banner

    Новости