Борьба с «теневым» сектором: позиция Николая Сасина

1 Фото: 1
Бизнес-омбудсмен Ставропольского края Николай Сасин принял участие в заседании координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Уполномоченный при Губернаторе Ставропольского края по защите прав предпринимателей Николай Сасин принял участие в заседании координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в регионе, где были обсуждены ключевые вопросы бизнеса Ставрополья, подняты актуальные проблемы предпринимательского сообщества, а также озвучены причины и следствие развития теневой экономики края.

Бизнес-омбудсмен Николай Сасин, говоря о проблемах реализации Федерального закона № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ» на территории муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, подчеркнул всю сложность работы омбудсмена в условиях отсутствия регионального закона об Уполномоченном. В подобной ситуации остается невозможным реализация целого ряда прав и полномочий, предусмотренных федеральным законом. К примеру:

- обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;

- получать бесплатно информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам Уполномоченного;

- обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о внесении изменений в законодательство субъекта РФ по вопросам совершенствования законодательства в сфере предпринимательской деятельности;

- давать заключения на проекты нормативных правовых актов  субъекта РФ и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, являющиеся обязательными для рассмотрения органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления;

- выступать с законодательной инициативой по вопросам своей компетенции и ряд других полномочий.

«Наряду с проблемой отсутствия регионального закона, имеют место нарушения федерального законодательства, - отметил Николай Сасин, - Не все главы муниципальных образований и руководители контрольно-надзорных органов уделяют должное внимание соблюдению федерального законодательства. В частности в соответствии с п.2 ст. 5 № 78-ФЗ, ответ на обращение Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано, однако направив запрос должностному лицу, я зачастую получаю ответы от кого угодно из его подчиненных, но не от него самого».  По мнению бизнес-омбудсмена, подобное игнорирование норм федерального закона является недопустимым.

Уполномоченный также отметил, что несмотря ни на какие трудности, работа института активно ведется, при содействии бизнес-объединений края, удается решать целый ряд сложных вопросов в защиту прав и законных интересов предпринимателей Ставрополья. Создан и работает Экспертный совет, в состав которого вошли: руководители бизнес-объединений, специалисты в области права, представители органов исполнительной власти. Членами совета ведется работа по системным, сложным вопросам, вырабатываются предложения по внесению изменений в действующее законодательство.

В целях выявления актуальных проблем предпринимательства в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края проводятся выездные встречи с субъектами предпринимательской деятельности, в том числе осуществляется личный прием предпринимателей. Так, например, в текущем году были проведены в Арзгирском, Курском, Апанасенковском, Предгорном, Новоалександровском и Изобильненском, Ипатовском районах и многих других населенных пунктах.

Вопрос предупреждения возникновения и развития в экономике Ставропольского края сфер активности «теневого» бизнеса и незаконной предпринимательской деятельности на координационном совете освещал бизнес-омбудсмен.  Исследование теневой экономики в целом на Северном Кавказе, по его словам,  осложняется традиционной информационной закрытостью, недостоверностью и искаженностью статистической отчетности. СКФО граничит со странами с одними из наиболее высоких уровней ТЭ в мире. В Грузии ее доля превышает 60%, а в Азербайджане – составляет около 50%. Наибольшая доля «теневой деятельности» по оценке предпринимательских сообществ Ставропольского края наблюдается в следующих отраслях:

- реализация зерна и другой сельскохозяйственной продукции;

- строительство;

- розничная торговля;

- пассажирские перевозки легковым транспортом (такси);

- риэлтерская деятельность;

- бытовые услуги.

К причинам увеличения доли «теневого» сектора  экономики в регионе, Николай Сасин отнес высокую фискальную нагрузку на бизнес и постоянный её рост, нестабильность налогового законодательства и фискальной политики, что препятствует  бизнесу в планировании своей деятельности, усложнение процедур сдачи отчетности, увеличение расходов по ним, отсутствие единого дифференцированного подхода к определению финансовой нагрузки для различных категорий субъектов предпринимательской деятельности (в зависимости от масштабов бизнеса, его местонахождения), кратный рост сумм штрафов за нарушения законодательства практически во всех сферах, увеличение платы за получение разрешительных лицензий с одновременным усложнением процедуры, а также сумм обязательного страхования особо опасных объектов;

Кроме того, по мнению бизнес-омбудсмена, введение дополнительных ограничений в сфере розничной торговли (продажа алкоголя, табака), как следствие вытеснение малого бизнеса из легального сектора, удорожание контрольно-кассовой техники, избыточное число контролирующих и надзорных органов (при этом половина всех проверок – внеплановые), непрерывный рост и непрозрачность тарифов на энергоносители, трудность в получении разрешительной документации на земельные участки под строительство, технологическое присоединение и многие другие факторы также ведут к тому, что «тень» только крепчает в регионе.

В качестве необходимых и возможных мер по противодействию увеличению доли «теневого» сектора Уполномоченный по защите прав предпринимателей предложил проводить экспертизу принимаемых и существующих законодательных актов на предмет стимулирования «теневой» экономики. Как вариант, работа над изменением ментальности предпринимателя. Сейчас ситуация такова, что бизнес все чаще связывает свои дальнейшие перспективы с другими, соседними, и не только, регионами, снижается мотивация и престиж предпринимательской деятельности. Менять необходимо и подходы контрольно-надзорных органов, основная задача которых профилактика и наведение порядка предписаниями, а не максимальными штрафами.

Необходимы, по его словам, и перемены в подходах к формированию бюджетов муниципальных районов и городских округов. В настоящее время пополнение бюджетов осуществляется единообразно за счет повышения  фискальной нагрузки на бизнес. Серьезное место во всем этом должен занимать анализ причин прекращения предпринимательской деятельности, который позволит определить негативные процессы, происходящие в экономике региона.

-  На 1 июня 2014 года численность индивидуальных предпринимателей в Ставропольском крае по данным налоговых органов составила 85 408 человек, что на 13% (12627 чел. в абсолютном значении) ниже показателей аналогичного периода прошлого года. Официально прекративший свою деятельность предприниматель в своем большинстве не прекращает ее фактически, а переходит из легальной сферы в «теневую», -  подытожил Николай Сасин.

Одной из ключевых задач в этом направлении, омбудсмен считает недопущение дополнительного роста налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Уполномоченный ещё раз подчеркнул важность и актуальность предложения федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова о создании единого реестра проверок субъектов предпринимательской деятельности, включающий плановые и внеплановые проверки, куда будут заноситься также сведения об их результатах.

Резюмируя свое выступление, Николай Сасин предложил рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края:

совместно с правоохранительными органами, территориальными органами федеральной исполнительной власти, в рамках установленных полномочий проводить систематическую работу по выявлению лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Ставропольского края без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), и постановке их на учет в налоговом органе. Ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять информацию о проделанной работе в министерство экономического развития Ставропольского края.

Члены координационного совета, обсудив доклад Уполномоченного, согласились с доводами представленными им в рамках выступления и приняли решение рекомендовать перечисленные Сасиным предложения. 

Комментарии (0)

    banner

    Новости

    Публикации